Возрождение села Становой Колодезь

На юг от Орла, при старой большой Курской дороги находится село Становой Колодезь и железнодорожная станция того же названия. Своё название село получило от урочища Становой Колодезь, где был колодезь возле которого прогонявшие скот из Украины в Москву делали «Стань» (остановку) для водопоя и кормления скота. Образование самостоятельного прихода  и церковного кладбища относится к 1849 году, когда поселившиеся здесь крестьяне-однодворцы из села Большая Куликовка и из хутора Бакиных построили с разрешения Преосвященного Смарагда в хуторе «Становой Колодезь» храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который был однопрестольный деревянный и холодный.

Согласно церковной летописи,  «Село Становой Колодезь находится в расстоянии 21 версты от г. Орла, от ближайшей железнодорожной станции – в 1 версте и от местного благочинного – в 8 верстах. Ближайшие к нему сёла: Хотетово Орловского уезда, Ново-Дмитровское-Телегино тожь – Мценского уезда, то и другое – в 6 верстах. Покровская церковь сего села построена в 1895 году, церковным старостою оной, временным купцом из крестьян того же села Максимом Александровым Тинековым (он жертвовал деньги и на ремонт Христовоздвиженской церкви села Путимец), с помощью прихожан. Церковь каменная, тёплая, с каменною колокольнею и новою оградою. При ней две сторожки, новая – каменная и старая – деревянная. Престолов в ней три: главный – средний, во имя Покрова Пресвятой Богородицы; и придельные: южный – во имя Святых жён мироносиц; и северный – во имя преподобного Максима Исповедника. Утварью церковь достаточна. Причт при сей церкви, по штату 1849 года, состоит из священника и двух псаломщиков; в 1879 году со смертью диакона-псаломщика Бунина, место второго псаломщика упразднено; с 1891 года в составе причта – штатный диакон. Земли при церкви: усадебной – 3 десятины, пашенной и сенокосной – 33 десятины. Земля сия поступила в пользу причта от крестьян Покровского общества. Опись церковного имущества составлена в 1896 году; церковные расходно-приходные книги ведутся с 1895 года; копии метрических книг — 9, исповедальные ведомости и первоначальная обыскная книга – с 1849 г.
Текущая обыскная книга – с 1891г. Кроме богослужебных книг, в церковной библиотеке села Становой Колодезь читаются «Церковные ведомости» и «Орловские епархиальные ведомости» – те и другие с начала издания. В приходе сего села имеется земская школа. В приходе с.Становой Колодезь состоят хутора: Казиновка, Леонтьевка, хутора Лупленых и хутора Герасимовских; всех дворов в них, вместе с сельскими, – 392, число душ мужского пола – 1359, женского пола – 1393. Вместе – 2752 души.//Подпись: законоучитель Орловского Александровского реального училища священник Илия Ливанский. Слева документа написано: село Старые Дольцы Тульской губернии, Белёвского уезда. 22 июля 1799 года.
Сбоку написано: Орёл, 5 июня 1900г Ливанский. //. И далее – продолжение.
При сей церкви имеется церковная летопись, заведённая с 1870 года при местном благочинном Петре Горохове. Из этой летописи видно, что село Становой Колодезь было хутором, а церковь в село переведена из села Дурневка Мценского уезда, в коем была освящена во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, и богослужения в ней совершались там 97 лет. Это утверждают, по сообщениям летописи, старики, перевозившие сей храм из села Дурневки в свой хутор Становой Колодезь. Храм этот, говорится в летописи, был деревянный, куплен с разрешения Смарагда за дешёвую цену у помещика Карпова, тысячу рублей ассигнациями, со всею утварью, кроме богослужебных книг. Карпов выстроил в Дурневке каменный храм.
Храм сей переименован и освящён по имя Покрова Пресвятой Богородицы, потому что хутор Становой Колодезь являлся приходом церкви села Большая Куликовка. Прихожане не пожелали оставить праздника, справлявшегося их предками. В с.Становой Колодезь храм построен в 1849 г с благословения Смарагда. До 1859 г храм не был обстроен. Потом на место священника Тихомирова перешёл из села Сретенского священник Евсей Косьминский. В 1863 г храм был распространён в боковые стороны на 10 аршин, на что употреблено 480 руб., собранных с прихожан строителем Максимом Александровичем и церковым старостою Фомой Григорьевичем Тиняко-выми.  В 1864 г поставлен новый иконостас, стены оштукатурены, на что истрачено 315 руб. церковных и 635 руб 82 коп., доброхотно данных прихожанами.
Оставлены 4 древние иконы из старого иконостаса. В 1865 г церковь расписана иконами и священными картинами. В 1866 г куплена плащаница, а в 1867 г для плащаницы сделана гробница. Два подсвечника стоят перед иконами – Воскресение Господнее и Балыкинской Божьей Матери, пожертвованы строителем церкви Максимом Александровичем Тиняковым. В 1879 г куплен колокол в 69 пудов 20 фунтов, на что жителями Станового Колодезя пожертвовано 450 руб: получены за песок, взятый с их земли, для железной дороги. И сделан сбор с прихода на 610 руб. В Становом Колодезе бывает крестный ход в день Вознесения Господня. Время его возникновения не известно, но о благочестивом обычае предков здесь помнят. Кладбище открыто в 1849 г. вне селения. Причта было положено три: священник, дьячок и пономарь. Училище при церкви открыто в 1861г священником Евсеем Косьминским.
Приход получил своё название по древнему урочищу – Становой Колодезь, в котором было удобно поить пригоняемый из Малороссии скот и останавливаться при нём, когда оный не был ещё загорожен поселением, так как находится при большой Курской дороге. Прихожане племени чисто русского. Настоящее местожительство занимают не более 150 лет. До 1859 г приход состоял из одного села Станового Колодезя, а в означенный год из Сретенского прихода сюда были причислены хутора: Лупленых и Герасимовских, Пятницкого общества Лавровской волости. Прихожане все – государственные крестьяне.  Достопамятное лицо – Тихон Лаврентиевич Тиняков убедил всех прихожан Станового Колодезя к покупке и построению храма. В помощь ему избраны 2 строителя из гос. крестьян: Василий Косьмин Верижников и Александр Васильевич Невров.  Невров вскоре заболел и скончался, а Тиняков и Верижников показали усердие при построении храма на месте: двое своими руками, без мастеров, обложили каменный фундамент под стены и подготовили его полностью для деревянной церкви. По освящению храма Верижников избран был церковным старостою и проходил сию должность с великим усердием, за что получил Похвальный лист.
Жители Станового Колодезя выстроили храм без посторонней помощи, не испрашивали даже и книги для возведения церкви. Священник Евсей Трофимович Косьминский – с 1859 г, диакон – Илья Феодорович Бунин, с 1863 г., обучался в Ливенском училище. Причётник – Василий Харал? Строков, с 1859 г. Церковный староста – Фома Григорьевич Тиняков, гос. крестьянин, с 1863г. Раскольников нет. К церковному богослужению, говению, исповеди и причастию святых тайн, слушанию бесед и поучений прихожане не имеют полного усердия. А к поминовению усопших имеют усердие полное и совершенное. Расположение к христианской общительности и взаимному вспоможению в прихожанах недостаточное и неполное, потому что умственно и нравственно их развитие до сего времени было грубо по их безграмотности.  Да и грамотность не оказывает до сих пор среди них заметных, а тем более выдающихся успехов, так как расположение к ней у них недостаточное.
К тому же они имеют предубеждение против нея, грамотности. «Старики грамоте не учились, а хлеба имели много и жили лучше, нежели в настоящее время!»
Из исповедавшихся и причастившихся в 1870 г значатся 1199 лиц. Не причастившихся по упущению и нерадению – 30. В 1871г соответственно 1167 и 118. В 1872 г – 1236 и 63 человека, в 1873 г – исповедались и причастились – все, кроме малолетних и находящихся в отлучке. В 1872 г было северное сияние, видимое в пределах прихода.
6 декабря т.г. похищено из церкви денег – 246 руб. 73 коп. Похищение произошло в 10-м часу вечера со взломом двух замков на дверях и одного на денежном сундуке и разломом ктиторского ящика. Кроме денег, ничего больше не взято, остальное всё в целости. В 1873г священник Евсей Косьминский по добровольному и обоюдному согласию с зятем своим священником Дмитровского уезда села Плоского Стефаном Покровским, с разрешения и утверждения епархиального начальства, поменялись местами. Священник Покровский – уроженец Кромского уезда, обучался в Орловской духовной семинарии. 17 мая 1873г в день Вознесения Господне, в 8-м часу утра, во время утренней, в селе Становой Колодезь сгорело 10 крестьянских домов. Пожар произошёл от неосторожности одной крестьянки, растопившей свою печь.
В июле т.г. выстроена новая деревянная дубовая ограда, стоимостью в 296 руб. . 30 октября дьячок Василий Строков при обоюдном согласии с сыном своим Петром Строковым, служившим в должности звонаря при Орловском соборе, по согласию причта и прихожан поменялись местами. Пётр Строков, уроженец с.Становой Колодезь, обучался в 1-м Орловском духовном уездном училище.
В 1876 г произошло сочувствие жителей Покровского храма с.Становой Колодезь к южным славянам, стремившихся освободиться от турецкого ига. С радостью они встретили известие об отправлении русских добровольцев за границу. Епископ Орловский и Севский Макарий произвёл ревизию. Приобретён для церкви серебряный вызолоченный крест на пожертвования. В 1877 г в апреле объявлен Манифест о войне с Турцией, а в июне русские благополучно перешли через Дунай. В начале 1878 г заключен Сан-Стефанский договор о конце войны. Окрашен и вызолочен иконостас, за что уплачено 500 руб. серебром. Скончался диакон села. В 1879 г произошло чудесное спасение царя Александра Николаевича от злодейского покушения на оного, в первый раз – в апреле, в Петербурге, а второй раз – в ноябре, под Москвою.
5 февраля 1880 г злодейский взрыв в Зимнем Дворце. 19 февраля – празднование 25-летия славного царствования господина императора Александра II и кончина 22 мая императрицы Марии Александровны. 1 марта 1881г злодейское убийство царя, государя императора Александра Николаевича и восшествие на престол Александра Александровича. Местная церковь расписана внутри, вызолочены главы и кресты снаружи. Украдены из церкви 13 руб. 50 коп. В 1888г в июле, 15, празднование 900-летия крещения русского народа. Прихожане явились в большом количестве в храм и молились с большим усердием. В декабре 1888 г – сильные морозы до 40 градусов.
28 июля 1889 г получено разрешение от Мисаила на постройку каменного храма. При окладе нового каменного храма были приглашены: благочинный с.Сретенского священник Василий Свиридов, священники сёл Хотетово и Телегино и диакон села Богородицкого. После литургии, совершённой в старом храме, был отслужен молебен с водоосвящением. Всё пространство земли, предназначенное для постройки храма, окроплено святою водою. Богослужение всеми священниками вышло очень торжественно, народу было много. Крестьяне приходили с хлебом-солью, и все щедро жертвовали на постройку нового храма. В сентябре бутили фундамент.
В мае 1890 г постройка нового храма возобновилась. В июне церковь была выстроена до половины окон. В 1891г храм выстроен до крыши, а колокольня – до окончания. В мае 1891г прибыл диакон из учителей сельской школы Кромского уезда Николай Яковлевич Страхов, сын диакона села Бобраков Орловского уезда.
Подпись: Священник Андрей Оболенский.
В 1892 г постройка церкви закончена, и храм оштукатурен изнутри и снаружи. Строится деревянная ограда на каменном фундаменте и столбах. В конце 1893 церковь расписывается масляными красками. Работы начинаются в мае и заканчиваются в конце сентября или середине октября, до холодов. 21 октября 1894 г взошёл на престол император Николай II. В ноябре 1895 г окончена церковная каменная ограда и каменная караулка. В середине декабря 1895 г каменная церковь была окончена. Освящение храма произошло 21 декабря. Поездом 20 декабря вечером прибыл Преосвященный Мисаил – Епископ Орловский и Севский. Отслужено всенощное бдение.
Были священники из соседних сёл – Хотетова, Марьино, Богородицкого-Хряпино тожь, Сретенского. Пел хор Его Превосходительства под управлением регента отца села Яковлево. Несмотря на холод, народу было очень много, так что 2/3 людей стояли на улице. Вечером Мисаил уехал на поезде в Орёл. В октябре 1896 г Стефан Покровский подал прошение по состоянию здоровья уволить за штат. На его место определён зять села Рождественского, что на Тиму, Ливенского уезда, Андрей Оболенский. На построение придельных иконостасов, заказанных Болховскому мастеру Абашееву, собрано 2400 руб. 29 июня был сильный мороз, который побил местами, на низинах, просо, грехичу и огурцы. В сентябре благочинным стал священник села Большая Куликовка Николай Горохов. В 1898 г из-за большого неурожая многие заговорили о переселении в Сибирь. 11 января представители 5 семей из Станового Колодезя отправились в качестве ходоков искать удобное место для переселения.
В феврале священнослужители просили разрешения продать старый деревянный храм со всею утварью. В начале марта в качестве пособия старым крестьянам и малолетним была выдана от земства рожь. 15 марта с разрешения Преосвященнейшего Митрофана – Епископа Орловского и Севского – продан старый храм с иконостасом и утварью за 1000 руб. на станцию Поныри. Отслужен молебен в старом храме в присутствии купившей храм госпожи Добринской – жены начальника станции Поныри. В апреле строитель нового храма, он же и церковный староста Максим Александров Тиняков – временный 2-й гильдии купец – высочайше награждён золотой медалью с надписью «За усердие» для ношения на шее на Александровской ленте. 19 апреля в день престольного праздника в конце литургии сгорел новый дом с подворской постройкой и со всякими крестьянскими принадлежностями крестьянина с.Станового Колодезя Б.Шманёва. 15 июня в 4 часа вечером поездом прибыл Митрофан для освящения придельных иконостасов местного храма. На станции Становой Колодезь Владыку встретили благочинный  с. Большая Куликовка отец Николай Горохов и местный священник А. Оболенский. Звон колоколов ко всенощному бдению начался в 5 часов 30 минут, а само бдение – в 18.00. Присутствовало много священников из Орл. губернии.
Урожай озимого хлеба выше среднего, а в хуторах Лупленом Пятницкого общества – отличный: становилось более 20 копён на десятину. Умолот ржи от 3 до 8 мер из копны. Урожай всех яровых хлебов – прекрасный. 6 сентября в конце утренней службы загорелся дом крестьяниа с.Становой Колодезь Никифора Матвеева Верижникова… . *

После прихода к власти большевиков храм еще некоторое время продолжал действовать. Но уже в 30-е годы службы проводились тайно по вечерам или на дому. В конце 30-х годов прошлого века после почти вековой службы людям храм в селе был закрыт. Сняли крест, разобрали купол, уничтожили большое количество церковной утвари. Много народу собралось около храма, когда местные комсомольцы сбрасывали с него крест. Люди осуждали их действия, потихоньку высказывали недовольство, пытались устрашить их Божьим гневом, но никто так и не решился в открытую выступить в защиту старинной церкви. Боязнь гнева властей была в то время сильнее боязни гнева Божьего. Некоторое время здание храма, а точнее то, что от него осталось, использовалось как зерносклад, куда свозили колхозный хлеб. Старожилы рассказывают о том, как женщины, работавшие там, выносили иконы, прятали их в зарослях, чтобы потом унести домой и уберечь от уничтожения. Но власти заметили это и приказали вернуть иконы на место. Кстати, позже, когда храм стал восстанавливаться, в него было принесено из деревни Луплено несколько древних икон. А именно из той деревни были женщины, работавшие в зерноскладе в 30-е годы. В 1938 году здание было перестроено под школу. В основании школы были старинные стены храма, надстроили второй этаж, пристроили спортивный (он же и актовый) зал, а со стороны алтаря сделали вход. Так храм Божий превратился в храм знаний. В качестве подсобного строительного материала использовались могильные плиты с церковного кладбища, которые служили основанием для ступенек в школу. Как ни странно, но все это сотворили не какие-нибудь пришлые люди, а местные жители, крещенные в этой же церкви и посещавшие здесь богослужения. Но удивляться тут нечему, время было такое. Во время фашистской оккупации здание, теперь уже школы, стало немецким госпиталем. Очевидцы тех событий рассказывали о том, что на территории храма-школы находилось немецкое кладбище. Эта информация сейчас не подтверждена и не опровергнута. Но такое вполне могло быть, поскольку в госпитале многие солдаты умирали, и вряд ли немцы стали бы хоронить своих солдат на русском кладбище, которое находилось недалеко от бывшей церкви. В это время, произошло одно из чудес, которое оказало влияние на военные события Орловско-Курской битвы. В начале 1943 года, мальчишка Алексей,  возвращаясь домой, от крестной, по пути встретил немецкую машину, которая в одном месте «подскочила», и из приоткрывшейся двери выпал планшет. Поскольку в машине были пьяные немцы, они ничего не заметили, и Алексей его подобрал. Дома он обнаружил в планшете карту с расположением немецких военных объектов. По «божьему промыслу» в дом забежал пленный красноармеец, который ухаживал за немецкими лошадьми. Он увидел документы и карты, которые содержали схемы укреплений и огневых точек.  Пленному удалось раздобыть немецкую форму и переправить  документы за линию фронта, где они попали к генералу Константину Рокоссовскому и тот отдал приказ до начала немецкого наступления открыть огонь по отмеченным на картах  укрепсооружениям  врага.  Надо сказать, что в его распоряжении уже были данные от разведчиков и от пленных немецких саперов, но полученные карты от Алеши, оказались также важными и своевременными. 5 августа 1943 года Орел был освобожден, и в Москве по этому поводу дали первый за всю войну салют.

 18-27 июля 1943 года в районе села Становой Колодезь проходили боевые действия 3-й Гвардейской танковой армии.   Орловская наступательная операция или (Операция «Кутузов») была первой операцией для 3-й гвардейской танковой армии. Во время этой операции советским командованием были применены впервые танки нового образца.  Первоначально предполагалось ввести армию в прорыв обороны противника, осуществленный общевойсковыми армиями, и развивать наступление в направлении севернее Орла, однако впоследствии планы были изменены.

18 июля 1943 года 3-й Гвардейской танковой армии была поставлена задача начать наступление в юго-западном направлении на Становой Колодезь — Кромы с тем, чтобы во взаимодействии с войсками Центрального фронта окружить и уничтожить немецкую 9-ю армию Вальтера Моделя. Ввод 3-й гвардейской танковой армии в прорыв планировался на стыке 3-й и 63-й советских армий при поддержке авиации 15-й воздушной армии.

Однако с первой попытки армиям фронта прорвать оборону противника не удалось, и вместо ввода в «чистый» прорыв 3-й гвардейской танковой армии пришлось самой прорывать оборону противника на заранее подготовленных рубежах. 19 июля танковые корпуса армии были введены в бой и к исходу дня, сломив вражескую оборону по реке Олешня, продвинулись на 18 — 20 км, что вынудило противника начать отвод частей и соединений из района Мценска.

20 июля командующий Брянским фронтом генерал-полковник М. М. Попов приказал 3-й гвардейской танковой армии перейти в наступление в направлении на Отраду, перерезать шоссе и железную дорогу Мценск — Орёл и к исходу 20 июля выйти к Оке.

21 июля 3-я гвардейская танковая армия предприняла новую попытку наступать на Становой Колодезь. 21 — 23 июля 1943 года части 3-й гвардейской танковой армии совместно с частями 63-й армии вели бои юго-восточнее Орла, продвинулись на 15 км и вышли к реке Оптуха.

 Во время боев за Становой Колодезь в июле 1943 года здание сильно пострадало. Так что сразу после освобождения села пришлось восстанавливать школу.  И еще несколько десятилетий здание храма использовалось в качестве школы. Ученики тех лет, теперь уже взрослые люди, рассказывают, что со стен со стороны входа (здесь в храме был алтарь) постоянно осыпалась побелка, и из-под нее проглядывали лики святых. В 1987 году рядом построили новую школу, а здание старой школы оставили сиротствовать. Хозяйственные деревенские мужики унесли из бывшей школы все, что можно было унести, и вскоре от нее остался один скелет, то есть в метр толщиной стены бывшего храма. Из воспоминаний жительницы села Становой Колодезь Галины Михайловны Фисенко: «Все началось с того, что жители села стали собирать средства на восстановление храма. В августе 1992 года жительницы села М. Студенникова и Н. Бухвостова ездили к епископу Орловскому и Брянскому Паисию с просьбой помочь в восстановлении церкви, но он отказал, так как епархия на тот момент не располагала средствами, необходимыми для этого. Тогда жители села обратились с этой же просьбой к оптинскому старцу схиигумену Илию. Схиигумен Илий обещал помочь найти людей и средства для восстановления храма». Особая забота оптинского старца Илия о судьбе Покровской церкви в Становом Колодезе не случайна, ведь он родом из этих мест, деревни Редькино, которое ныне вошло в состав села. Схиархимандрит отец Илий  в школе, бывшем храме, посещал учебные занятия и в 1949  году успешно закончил Становоколодезьскую среднюю школу.  К тому же, как писал орловский краевед, уроженец села Становой Колодезь Василий Агошков, дед оптинского старца Илия, Иван Ноздрин, был церковным старостой в этой церкви. В 1992 году в Становой Колодезь приехали Владимир и Татьяна Гусевы. В то время это были не «батюшка с матушкой», а просто верующие православные христиане. Они сменили столицу и престижную работу в Московской областной филармонии на орловское село и почти полностью разрушенную церковь. Здесь у них не было ничего, кроме веры в Бога и наказа оптинского старца схиигумена Илия восстановить церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 

Иеромонах о. Владимир (Гусев).  В настоящее время иеромонах Владимир (Гусев) является настоятелем храма Богоявления Господня в с. Навесное (Орловская обл.). Он изгоняет бесов уже 14 лет, реально помогая всем духовнобольным.

Схиигумен Илий активно поддерживал восстановление храма. Благодаря его святому слову на восстановление храма жертвовали и новые русские, и смиренные прихожане. Эти пожертвования были не только от жителей села Становой Колодезь, но и от жителей разных городов России (в том числе Москвы и Санкт-Петербурга). В качестве жертвователей выступали и крупные фирмы. Они давали кирпич, арматуру, древесину и многое другое, необходимое для строительства, часто даже не прося упоминания их фирмы. Владимир и Татьяна Гусевы своим личным примером смогли вовлечь людей в дело восстановления храма. Кроме жителей села на восстановлении храма работали люди из разных городов России. Они работали и часто даже свое имя не называли. Среди них было немало бездомных бродяг. За работу денег никто не просил, единственное вознаграждение, которое мог предложить отец Владимир людям — это обед. Восстановлением храма занимались несколько сотен человек. Сначала был восстановлен маленький храм (это помещение раньше использовалось как школьная столовая), чтобы проводить богослужения. Его освятили в конце июня 1993 года. Очевидцы вспоминают, что на освящении присутствовал батюшка Илий. А первая служба состоялась там на Крещение в 1994 году. Ее проводил уже рукоположенный отец Владимир. Стараниями священнослужителя отца Владимира, местных жителей, добровольцев из разных регионов России, а также представителей малого и среднего бизнеса в селе Становой Колодезь была восстановлена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она реставрировалась около десяти лет. В 2000 году на праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) храм был освящен, начались регулярные богослужения. Жители села вспоминают, что это было очень торжественное событие. В храме собралось много прихожан — жителей села и гостей. В 2000 году по благословению старца Илия для храма была написана икона Покрова Пресвятой Богородицы Становоколодезьская. 

При храме работает воскресная школа, которую посещают  местные сельские дети.  Прихожан в церкви с каждым годом становится все больше, сюда приезжают и люди из соседних деревень и из города  Орла. Немало здесь бывает и молодежи, особенно по большим праздникам. В настоящее время в селе Становой Колодезь проживают около 2500 человек, в 782 домах. В новом здании средней школы обучаются более 250 школьников. Есть детский сад, в котором числятся 60 мальчиков и девочек. Село электрифицировано, газифицировано, телефонизировано. Имеются: врачебная амбулатория, аптечный пункт, просторный сельский дом культуры, богатая библиотека, 4 магазина (3 – частные, 1 – райповский), уютное кафе «Визит». Село связано с Москвой, Орлом, Ливнами и Тамбовым хорошим шоссе. Есть железнодорожная станция «Становой Колодезь», позволяющая местным жителям добираться на электричках до г.Орла, а оттуда и до столицы.  Большое усердие и заботу о благоустройстве храма, а также огромную воспитательную, духовно-нравственную работу с прихожанами и молодежью проводит настоятель храма священник отец Алексий (Грибакин). Прихожане о нем отзываются как о прекрасном человеке.  Духовно очень мудр, сразу видит, что тебе сейчас нужнее.   Для детей  открыл спортивные секции, школьники изучают историю села и посещают занятия в воскресной школе.

Слева направо: Митрополит Тихон, иерей Алексий (Грибакин) и схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Анатолий Иванович Перелыгин, кандидат исторических наук, председатель церковного историко-археологического отдела Орловско-Болховской епархии, внештатный сотрудник Духовно-Православного Центра «Вятский Посад».